Российские парламентарии признали: модель рынка электроэнергетики, созданная в результате реформы, далека от совершенства.
Представители федеральных органов исполнительной власти, организаций топливно-энергетического комплекса, научных и общественных организаций, депутаты Государственной Думы, а также все неравнодушные участники отрасли в очередной раз собрались на площадке Думы, чтобы в рамках парламентских слушаний обсудить итоги реформирования электроэнергетики России. Мероприятие провел Комитет Государственной Думы по энергетике.
Нужна согласованная позиция
- Наше заседание посвящено весьма острой и сложной теме — анализу итогов реформы РАО «ЕЭС России». Казалось бы, не так давно эти стены были наполнены жаркими дискуссиями, а ведь прошло уже почти четырнадцать лет с момента принятия пакета законопроектов по реформированию электроэнергетики, — отметил, открывая слушания, первый заместитель председателя ЦК КПРФ Иван Мельников. — Функционирование этой важнейшей системы в постсоветское время условно можно разделить на три этапа. На первом – в 90-е годы промышленность и экономика в целом сохранили определенный потенциал благодаря низким ценам на электроэнергию и бесперебойной работе Единой национальной энергетической системы. В этот период электроэнергетика сыграла стабилизирующую роль, однако накопились задолженности из-за неплатежей и отсутствия платежной дисциплины потребителей. Не обновлялись мощности, нарастало технологическое отставание, ухудшились показатели электростанций, выросли потери электрической и тепловой энергии в сетях. На втором этапе, в начале 2000-х, электроэнергетика смогла удовлетворить растущий спрос за счет старых и избыточных мощностей, но в отрасли все больше проявлялась нехватка средств на ремонт существующих энергомощностей и строительство новых. На третьем же этапе, в ходе реформы 2004-2008 годов, ставку делали на привлечение частного капитала, создание конкурентной среды, либерализацию ценообразования, модернизацию системы государственного регулирования. В результате структура электроэнергетики России радикально. изменилась, в том числе произошло разделение естественно-монопольных видов деятельности и «потенциально конкурентных»: передачу электроэнергии и оперативно-диспетчерское управление разделили с производством, сбытом, ремонтом и сервисом, создав генерирующие компании оптового рынка и территориальные генерирующие компании.
Спикер подчеркнул: за годы функционирования этой системы, безусловно, обозначился ряд проблем и новых вопросов, требующих скорейшего решения.
— В настоящее время мы объединены общей задачей — необходимо ответственно подойти к анализу проблем и их решению, выявить недостатки и просчеты реформы, которые действительно имеются, а также выработать согласованную позицию профессионального сообщества по путям и направлениям дальнейшего развития электроэнергетики, — считает Иван Мельников.
Без фокуса на потребителя
По мнению первого заместителя председателя Комитета Госдумы по энергетике Сергея Есякова, одним из главных достижений реформы является акцентирование внимания на вопросах надежности, а также привлечение инвестиций в генерацию и сети. Несмотря на это, экономического эффекта, на который рассчитывали реформаторы, получить не удалось. Ко всему прочему, на рынке электроэнергии нет конкуренции и прозрачности, появились лишние мощности, которые легли грузом на потребителя и привели к росту цен на тепло и электроэнергию. Словом, проблем накопилось довольно много.
Председатель Комитета по энергетике Павел Завальный в ответ заметил: реформирование самой крупной отрасли энергетики хоть и было масштабным, но, откровенно говоря, проведено без фокуса на потребителя.
- Первоочередными целями реформы были модернизация энергетики, привлечение инвестиций и повышение прибыльности работы отрасли как таковой. Удалось ли их достичь — вопрос спорный. Тем не менее мы должны завершить реформирование электроэнергетики в интересах потребителя. Ключевая цель сегодня — обеспечить удовлетворение платежеспособного спроса на электрическую и тепловую энергию при одновременном обеспечении качества этой энергии, надежности поставок, доступности цен и энергетической инфраструктуры, ограничении перекрестного субсидирования. Это возможно, но лишь за счет развития конкуренции по всем направлениям: между централизованным энергообеспечением и распределенной энергетикой, между видами генерации электроэнергии и тепла, между производителями, между сетевыми и сбытовыми компаниями, — сказал глава профильного комитета.
Он также провел опрос участников заседания, в ходе которого выяснилось, что мнения относительно реформы разделились: оптимистов и пессимистов оказалось поровну, но большинство, как и сам господин Завальный, воздержались от положительной или негативной оценки ее последствий.
Заместитель министра энергетики России Вячеслав Кравченко напомнил ряд достижений данной реформы:
- Коллеги, нельзя не отметить, что пропал один из основных рисков, который был 15 лет назад, а именно обеспечение мощностью. К этому привело снижение затрат топлива, модернизация и внедрение рыночных механизмов. Кроме того, в числе позитивных факторов — превышение предложения над спросом на отечественном рынке электроэнергии. Еще один весомый результат реформы — повышение доступности энергоресурсов. По результатам 2016 года Россия заняла 30-е место из 190 стран в рейтинге Doing Business по показателю «Подключение к системе электроснабжения», с 2012 года произошел рост на 158 пунктов. Мы для себя видим цели и задачи на будущее и считаем, что реформа электроэнергетики все-таки состоялась. Да, она не закончена и никогда не будет закончена, поскольку появляются новые технологии — те же накопители, солнечные батареи и умные сети. Поэтому одна из перспективных задач — сделать систему удобной для потребителя.
Также господин Кравченко напомнил о болезненной для энергетиков теме неплатежей, предложив, что в данном случае в отношении нерадивых потребителей должна действовать простая формула: не платишь — отключись.
Конкуренция не развивается
Заместитель генерального директора Российского энергетического агентства Минэнерго России Игорь Кожуховский считает, что «реформа не закончилась, поскольку ее цели не достигнуты».
— Сама жизнь подтвердила правильность заданного в ходе реформы электроэнергетики вектора на развитие рынка. Другое дело, что рынок не справился с решением проблем роста тарифной нагрузки, перекрестного субсидирования, избыточного роста мощности, недоразвитости конкурентной среды в рознице, низкой платежной дисциплины, — посетовал Игорь Кожуховский. По его мнению, стоило бы вернуться к стратегическому планированию развития электроэнергетики в контексте выстраивания энергобаланса страны в целом.
В дискуссию с главой профильного комитета Госдумы вылилось выступление начальника Управления регулирования электроэнергетики ФАС России Дмитрия Васильева.
Так, в ходе своего выступления господин Васильев в числе прочего упомянул о наследии расформированной Федеральной службы по тарифам, заметив: «Нам удалось обеспечить, что рост тарифов не превысил уровень инфляции». Однако Павел Завальный жестко заметил: в Комитет поступает множество обращений о росте в несколько раз тарифов на электрическую и тепловую энергию в некоторых регионах. Он также заявил, что, несмотря на большую работу, проводимую ФАС, она не развивает конкуренцию в отрасли, хотя должна это делать.
Директор департамента Министерства экономического развития России Андрей Мандрон согласился: можно сколько угодно говорить о реформирования отрасли, но без создания конкурентной среды сделать шаг вперед не получится. Прежде всего, речь идет о повышении конкуренции на розничном рынке электроэнергетики.
Обратная ситуация сложилась на оптовом рынке электроэнергиии мощности. Заместитель председателя правления ассоциации «НП „Совет рынка“ Олег Баркин считает одним из ключевых результатов реформы создание конкурентной среды на ОРЭМе.
- Переход к рыночным принципам ценообразования дал позитивные результаты: в период 2011-2016 годов темпы роста цен на оптовом рынке в одноставочном выражении в среднем были ниже темпов инфляции, а в части электроэнергии и ниже скорости роста цен на газ. Например, с 2011 года, когда в целом была завершена либерализация оптового рынка, индекс РСВ вырос на 25,5 процента, а тарифы на газ — на 42 процента,–уточнил господин Баркин.
Еще один результат реформы о котором упомянул спикер, — создание и реализация эффективной 4 ответственной системы привлечения инвестиций в строительство генерирующих мощностей.
- В ее основе — договоры о предоставлении мощности, предусматривающие вводы генерации в общей сложности в объеме около 38 ГВт установленной мощности. Таким образом, в результате на ближайшие несколько лет обеспечен достаточный запас генерирующих мощностей, а также заметно повысился уровень конкуренции среди генерации. Другое дело, что механизм ДПМ стоит рассматривать, скорее, как вариант решения разовой задачи привлечения инвестиций в отрасль, но он не может выручать постоянно.
В ходе парламентских слушаний были затронуты многие темы: вопросы модернизации и обеспечения энергобезопасности страны, порой чрезмерное государственное регулирование игроков энергетического рынка, аспекты «перекрестного субсидирования» и другие проблемы.
Подводя итоги услышанному, Павел Завальный подчеркнул:
— Считаю, что модель рынка, которую мы создали в результате реформы и по которой сейчас работает электроэнергетика, далека от совершенства, но она имеет внутренний стимул для роста собственной эффективности. По сути, сегодня рынок находится под ручным управлением, при этом более половины законопроектов, рассматриваемых Комитетом, касается электроэнергетики. Законы, которые к нам приходят со стороны правительства, решают важные, но локальные задачи, а хотелось бы видеть стратегический подход целевой экономической модели перспективного развития отрасли, развития рыночных отношений, конкуренции, системного решения вопросов повышения доступности и качества, безопасности поставок в интересах, прежде всего, потребителя.
Елена Восканян
Газета «Энергетика и промышленность России», № 10-2017г.
3848
22.06.2017 17:46:56