Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Побыли туристами в родном городе и влюбились в него в очередной раз

Побыли туристами в родном городе и влюбились в него в очередной раз

Завершился летний цикл пешеходных экскурсий по исторической Казани для сотрудников Управления АО «Татэнерго» и членов их семей.

Три познавательных похода по Казанскому Кремлю состоялось 10, 26 и 27 июня. А пройтись с гидом по Старотатарской слободе желающие смогли 1, 3, 11, 16 и 17 июля. Всего прошлись по историческим местам Казани 130 человек.

Все экскурсии были проведены по окончании рабочего дня. Для прогулки сотрудники встречались на площади Первого мая и на прогулочной зоне перед театром им.Г.Камала. Провела экскурсии наш бывший коллега Алена Рахманова. Продолжительность маршрута составила полтора часа.

В Казанском Кремле работники компании осмотрели территорию бывшего Спасо-Преображенского монастыря, Пушечного двора, мечеть Кул Шариф, Благовещенский собор, побывали на смотровой площадке, расположенной позади собора. По пути заглянули во дворик Присутственных мест – популярное ныне общественное пространство. И, конечно, вновь увидели легендарные падающую башню Сююмбике и Ханский мавзолей, а также сквер с памятником русскому и татарскому зодчим.

Несколько подробнее о прогулках по Старотатарской слободе. Они позволили участникам с головой окунуться в атмосферу древней Казани. Сегодня это старинный район города, который хорошо сохранен, отреставрирован и превратился в настоящий музей под открытым небом. Его стремятся посетить все гости столицы Татарстана.

За протокой Булак и озером Кабан

На месте Старотатарской слободы татары стали заселяться со времени присоединения Казани к Российскому государству – с середины XVI века. Именно тогда, завоевав город, Иван Грозный повелел отселить покоренный народ из центра возле крепости (будущего Кремля) за протоку Булак и озеро Кабан. Так был заложен феномен отдельной Забулачной Казани с ее аутентичной татарской культурой и бытом.

Территория Старотатарской слободы огромна, но основное ее ядро находится на небольшом пяточке за озером Кабан, где еще до покорения Иваном Грозным находился «Царев луг» и деревня Кураиш (впоследствии Кураишева слобода) с каменной Отучевой мечетью. Особенно бурная застройка данного уголка города началась после приезда в Казань императрицы Екатерины II, когда она лично сняла все прежние ограничения строить каменные мечети и татарские общественные здания, а также после ее исторического указа 1773 года «О терпимости всех вероисповеданий».

Сегодняшние достопримечательности Старотатарской слободы, в том числе наиболее яркие – мечети Марджани и Апанаевская, возле которых прошли экскурсанты, – были построены исключительно благодаря воле Екатерины II. Как это было – сегодня важный урок для понимания современниками истории родного края.

«В небо вольны подниматься по своему усмотрению»

Желая ознакомиться с восточными владениями своего необъятного царства, молодая императрица в мае 1767 года предприняла длительное путешествие по Волге. Сезон был выбран неслучайно: разлив реки, быстрое течение – чтобы путь по воде был проще и легче. С огромной свитой (а всего в круиз отправились до двух тысяч приближенных) Екатерина II отбыла из Твери на четырех галерах.

В Казани она провела целых шесть дней. Для сравнения: в соседних Чебоксарах императрица даже не вышла из своей кареты. А в Казани, что называется, разошлась на широкую ногу. Первым делом она осмотрела строительство будущей 1-й Соборной мечети (в дальнейшем названной именем Марджани). Ее возведение впервые в камне она, как уже было отмечено выше, разрешила ранее в ответ на именной запрос от казанских мусульман.

Во время высочайшего осмотра представители городской управы обратились к императрице с жалобой на деяния мусульман, что-де строят те слишком высокий минарет. Как гласит легенда, на кляузу Екатерина ответила философски: «Я определила им место на земле, а в небо они вольны подниматься по своему усмотрению, потому что небо не входит в мои владения».

Таким образом, императрица сняла двухвековое вето на возведение новых каменных мечетей, на свободное исповедование ислама, на мусульманское образование. Подобная политика веротерпимости создала условия для развития татарской нации и мусульманской культуры в целом. Будучи космополиткой (немкой по происхождению) и претендуя на титул просвещенного монарха, Екатерина (не зря же прозванная уже современниками Великой) прекрасно осознавала: проводившийся до нее курс на вытеснение мусульман из общественной жизни России вреден и даже опасен для империи. Такая политика порождает лишь новые очаги напряженности и сепаратизма.

После ее визита в Казани появились стразу две каменные мечети, затем – еще три. А ведь до сих пор в Татарской слободе была всего одна мечеть, и та – деревянная. После Казани, следуя маршруту Петра Великого, Екатерина II лично посетила исторические развалины древнего Болгара и тоже распорядилась в позитивном духе позаботиться об их сохранности.

Впоследствии императрицей был издан ряд указов, облегчающих вхождение мусульман в государственные структуры. Возможно, отсюда и яркий феномен Екатерины в сознании татар. Она осталась в их памяти как Эби-патша – добрая бабушка-царица. И по сей день татары вспоминают ее с благодарностью и уважением.

Это, кстати, взаимно: известно, что 29 мая 1767 года Екатерина II в одном из своих писем написала о татарской столице империи в превосходной степени: «Сей град, бесспорно, первый в России после Москвы... Во всем видно, что Казань – столица большого Царства».

Обитатели соседних домов встречались в общем дворике

Совершив прогулку по Старотатарской слободе, сотрудники Татэнерго прошагали от театра им.Г.Камала на улицу Марджани, далее по улице Каюма Насыри и вышли к отрезку улицы Тукая в районе бывшей Юнусовской площади. Здесь повсюду, почти на каждом шагу экскурсанты могли видеть сувенирные лавки, от ассортимента разбегались глаза.

Воротами же в эту «татарскую сказку» стала усадьба Сабитова, выходящая фасадом на улицу Марджани. Дом Сабитова – памятник архитектуры. Сама по себе усадьба показательна – именно такими были татарские городские жилые хозяйства в XIX веке. Сейчас в ней располагается туристический комплекс «Татарская усадьба», в составе которого отель, ресторан и ремесленные лавки-мастерские.

Энергетики-экскурсанты побывали в лавочке по пошиву национальной татарской кожаной обуви. В другой лавке, в студии керамики, гости своими руками могли (или могут) под руководством профессионального умельца слепить сувенирную тарелку или фигурку казанского кота. Согласитесь: лучший сувенир на память – сделанный как раз своими руками.

Соседний дом №5 принадлежал до революции купцу Кушаеву, торговавшему бакалеей. Ныне это также характерная татарская усадьба конца позапрошлого столетия. Гостей она встречает красивыми резными воротами, и в них можно было смело войти – внутренняя территория открыта для свободного посещения.

А уж внутри-то участники прогулки попали во двор даже не одной, а нескольких усадеб, соединенных друг с другом. Интересно, что соединены дворы неспроста. По сути, так было всегда. Ведь татары до революции очень ценили (и ценят сейчас) хорошие отношения с соседями, и у них было принято делать калитку или проход в заборе, который отделяет от участка соседей…

Затем экскурсанты прошлись по улицам Каюма Насыри, Фатыха Карима, самой короткой в Старотатарской слободе клочка Кунче. А с Юнусовской площади полюбовались на дом Шамиля (ныне музей Г.Тукая). По пути всех ждала настоящая россыпь архитектурных жемчужин прошлого Казани – домики Муллина, Марджани, Каушчи, Беркутова, роскошное здание Юнусовых-Апанаевых.

​Всех обстоятельств экскурсии, разумеется, не пересказать, да и стоит ли? Не хотелось бы, чтобы нас упрекнули в спойлере. Ведь прогулки по старой Казани, сюжет которых содержит неожиданные повороты, могут утратить частицу своего обаяния, если участник прогулки будет заранее знать, чем она закончится и какие там загадки.

Из первых уст.

Карина Закирова, референт заместителя генерального директора по безопасности:

– Я, как, наверное, и многие другие на этой экскурсии, была приятно удивлена тем, что, оказывается, яркие татарские домики на противоположной стороне озера Кабан можно не только лицезреть из своего кабинета в офисе, но и побывать в этих постройках и их колоритных двориках. А там внутри скрыты поистине чудесные истории!

Отдельная благодарность – экскурсоводу Алене за то, что создала такую легкую и непринужденную атмосферу и действительно позволила посмотреть на город с новой стороны. Ее рассказ был познавателен и очень увлекателен. Ну и, конечно же, выражаю признательность руководству компании, профсоюзной и молодёжной организациям за эту прекрасную возможность хотя бы ненадолго побыть туристом в собственном городе и влюбиться в него в очередной раз.

Сегодня, прогуливаясь по узким улочкам Старотатарской слободы, объединенным в один уникальный историко-архитектурный ансамбль, туристы могут прикоснуться к самобытной истории и традициям местного населения, увидеть старинные мечети, деревянные и каменные купеческие особняки, сохранившиеся здесь с XIX века, и во всей мощи ощутить национальный колорит и дух мусульманской ипостаси столицы Татарстана.

Ратмир Ишбирдин, председатель Молодёжного совета АО «Татэнерго»

 

Фотографии к новости: