На протяжении многих лет в Восточных электрических сетях – филиала ПАО "Россети Московский регион" проводятся уроки под общим названием «Доброе электричество – детям».
В г. Ногинске они традиционно проходят в музее боевой и трудовой славы Ногинских электрических сетей «Мосэнерго» имени Л.Н. Мишина. Проводит уроки председатель ППО ВЭС МОМ и МО ВЭП Стрельцова Т.А.
В г. Коломне в Коломенской музейной экспозиции это мероприятие проводит первый заместитель председателя ППО ВЭС Швакин М.П.
В г. Шатура во вновь открытой Шатурской музейной экспозиции беседы по электробезопасности проводит Паршкова Татьяна Николаевна, потомственный энергетик, которой есть что рассказать подрастающему поколению.
Занятия проходят по традиционной схеме и начинаются с знакомства с компанией ПАО "Россети Московский регион". В двух- трёх предложениях рассказывается о деятельности нашего предприятия и о том, что электричество, которое давно вошло в наш быт и стало нашим товарищем, и помощником при небрежном и неумелом обращении мгновенно может превратиться в злейшего врага, не дающего пощады нарушителям правил электробезопасности. Ученикам демонстрируются плакаты с героями сказок, детских книг и мультфильмов, которые попав в непростую ситуацию, потенциально могут оказаться под напряжением. «Почему у Винни Пуха, запускающего воздушного змея озабоченный вид?» - звучит вопрос лектора. Сразу же лес рук, и детишки наперебой начинают отвечать: «Там провода, там линия. Здесь нельзя запускать воздушного змея, по верёвке может пройти электроток, и медвежонок погибнет!». Демонстрируется другой плакат. Разглядывая на плакате знакомых персонажей, дети опять поднимают руки и отвечают, почему нельзя играть вблизи опор электропередач, проникать в электроустановки, подходить к оборванным проводам. В виде наглядной агитации демонстрируется знак «Осторожно. Электрическое напряжение» который пришёл на смену старому знаку с изображением черепа и костей. Этот знак укреплён на входных дверях наших электроустановок, на опорах линий электропередач, на ограждениях подстанций и распредустройств (описание знака: треугольник с чёрной молнией на жёлтом фоне).
Чередование информации – лучший путь к освоению знаний.
Следующий этап занятия, это сравнение двух видов энергии: тепловой, её приведём в виде костра, и электроэнергии, её можно представить в виде электророзетки или провода напряжением 220 В, по которому течёт ток. «Что мы ощущаем при приближении к костру?» - спрашивает ведущий урок. Как же отрадно видеть после этого вопроса вытянутые ручонки и желание детишек поделиться своими знаниями и наблюдениями. «Видим пламя! Чувствуем жар! Запах, дым! Слышим, как потрескивают сучки, что – то шипит в костре» - слышатся многочисленные ответы.
«Ну а когда по проводам 220 В течёт ток, что вы чувствуете?». Вначале молчание, потом кто – то робко произносит: «Ничего не чувствуем». «Правильно. Проходя по проводнику ток не издаёт звука, не меняет окраску проводника, не издаёт запах. Он опасен своей невидимостью, своей скрытой угрозой».
Далее доводятся последние случаи электротравматизма, произошедшие с населением. Среди этой мрачной статистики жертвами иногда оказываются и школьники. Шустрые и бойкие, до этой части лекции ученики замолкали, переживая за своих сверстников, и в тишине ужасались приведенным фактам.
«Ну а если всё же, человек подвергся удару током?» «Его надо спасать» - раздаётся ответ из класса. Вначале лекторы рассказывают о состояниях, в которых может находится пострадавший (обморок, состояние комы, клиническая смерть) и на манекене демонстрируют оказание первой помощи пострадавшему при электротравме, не забывая напомнить о звонке в скорую помощь.
Чем больше будет уроков, чем больше знаний получат из этой области ученики, тем меньше произойдёт несчастных случаев. Довести до детского сознания правила безопасного обращения с электроэнергией, обозначить все угрозы и последствия от безответственного обращения с электроэнергией основная задача этих лекций. Предупреждён – значит вооружён.
По окончанию занятий школьниками задаются многочисленные вопросы. Порой и курьёзные. «А как оказывать первую помощь пострадавшему в космосе?» - прозвучал вопрос пытливого мальчугана на одном из уроков. Самым активным участникам вручаются призы с наглядно – агитационной тематикой по электробезопасности.
И конечно, безмерно приятно слышать на прощание от детей: «А когда мы приедем к вам снова?»
Швакин М.П. - Первый заместитель председателя ППО ВЭС МОМ и МО ВЭП
Фотографии к новости: