«Война не окончена, пока не предан земле последний погибший солдат» – Александр Суворов.
Накануне великого праздника Дня Победы в очередную экспедицию отправился поисковый отряд «Застава Тотьма». В этом году путь лежал в Ленинградскую область. В вахте памяти «Любань-2023» участвовало 19 человек, и в их числе были представители профсоюзной организации Тотемских электрических сетей Всероссийского Электропрофсоюза Ольга Холостова и Максим Староверов.
5 лет назад у нас в Тотьме бывшие пограничники создали общественную организацию «Застава Тотьма» и одним из направлений ее деятельности стал поисковый отряд.
Совсем недалеко от нас – на подступах к Москве, под Ржевом, в Ленинградской области, сложили головы сотни тысяч советских воинов, но не позволили захватчикам прорваться к сердцу нашей Родины, с неимоверным героизмом защищали и освобождали северную столицу от фашистской блокады. Там, как и в других местах сражений, на протяжении многих десятилетий находят непогребенные солдатские останки – страшные свидетельства того, какую цену заплатил народ за победу.
Ежегодно десятки отрядов энтузиастов-поисковиков едут в леса и болота ради благородной цели – найти материальные свидетельства боев, останки воинов, хоть что-то, что указывало бы на имя героя: медальон, ложку, фляжку с инициалами, награду. Считается несказанной удачей – установить личность солдата, еще большей – отыскать его близких, чтобы похоронить красноармейца на его малой родине, или хотя бы передать им на память личные вещи деда или прадеда.
Меня пригласили в отряд друзья. Сначала был просто интерес, потом за душу схватило так, что я просто не могу отказаться от участия в экспедициях. И так все члены отряда. Мы разные: по возрасту – от 18 до 63 лет, по чину и роду занятий – мы с Максимом Староверовым энергетики, есть учителя, бывшие военные, предприниматели. Но у нас никогда не бывает проблем с комплектованием отряда, только скажут – едем, и все бросаются брать отпуска, отгулы, и вперед…
Конечно, спасибо всем, кто нам помогает. Экспедиции организуются при поддержке Фонда президентских грантов, всех поисковиков курируют структуры Министерства обороны, МЧС, районная администрация выделяет автотранспорт, питание, экипировка – это за счет спонсоров.
Я принимала участие в 5 вахтах памяти. Самая памятная из них – международная экспедиция «Ржев. Калининский фронт» в 2021 году.
О Ржевской битве, как отдельном этапе битвы за Москву, заговорили только в последнее время. А ведь по количеству задействованных войск – около 10 миллионов с обеих сторон, охватываемой территории – восемь областей, длительности боев – более года, это сражение даже превосходит другие. О масштабности говорят и наши потери – более 2 миллионов человек. Около 8000 человек в день, представляете? А у меня это в голове не укладывается. На правом берегу Волги в районе Погорелого Городища в августе 1942 года произошло танковое сражение, практически равное по масштабам битве под Прохоровкой. С двух сторон в нем участвовало более 1500 танков. Там в некоторых местах земля представляет собой смесь почвы, железа и останков бойцов. Иногда погибшие лежат в несколько слоев.
За время этой экспедиции поисковыми отрядами были подняты останки 387 красноармейцев, найдено 32 медальона, установлено 15 имен. Тотьмичи нашли первого бойца уже в день приезда, затем – еще одного, поблизости друзья из Вологды подняли двух солдат. До конца вахты, раскапывая траншею окопа, обнаружили 17 погибших. К сожалению, многие солдаты так и остаются безымянными. Тем не менее всех с почестями хоронят в братской могиле после торжественного закрытия вахты памяти.
В этом году наш путь вновь привел в соседний регион – Ленинградскую область. Экспедиция проходила в местах проведения Смердынской наступательной операции на участке между Макарьевской пустынью и Смердынью. К началу 1943 года обстановка в блокадном Ленинграде складывалась катастрофическая, для прорыва блокады был утвержден план наступательной операции «Искра». Ставилась задача разгромить группировку противника в районе деревни Мга и восстановить прочную железнодорожную связь Ленинграда со страной.
Начиная с 8 февраля 1943 года из района Смердыни удар наносила 54 армия Волховского фронта. В первый же день, сломив сопротивление дивизии СС, наши части продвинулись на 5 километров, но наткнулись на насыщенную оборонительными сооружениями вторую оборонительную полосу. Подтянув резервы, фашисты нанесли несколько ударов с флангов, отрезав часть подразделений. Только 21 февраля остатки окруженных частей смогли вырваться с огромными потерями – вышло около 100 бойцов из пяти с половиной тысяч человек.
Наступательная операция провалилась. Почти год после этого территория в районе рек Смердынька и Тигода переходила из рук в руки, занималась то немцами, то нашими. Жители окрестных деревень рассказывали, что по воспоминаниям их родителей во время ожесточенных боев вода в водоемах становилась красной от крови.
Только в январе 1944 года Волховский фронт прорвал блокаду, взяв поселки Тосно, Любань, Чудово, и захватив железнодорожную линию.
Многие геройски погибшие бойцы до сих пор остаются пропавшими без вести. Поэтому в этой болотистой низине, лесах и оврагах, запинаясь о мотки колючей проволоки, раскапывая воронки и выкачивая из них воду, с лопатами и миноискателями вели поиск тотьмичи.
Еще в первый день, осматривая окрестности Елена Фомина нашла остатки армейских ботинок с необычной подошвой, гильзы, хозяйственную утварь и несколько косточек. Зная, что наши солдаты носили кирзовые сапоги, подумали, что останки принадлежат немцу, но более опытные командиры опознали американские ботинки, которые поставлялись по ленд-лизу. Стали копать дальше.
Чуть поодаль Светлана Белова нашла винтовку Мосина, потом самозарядную винтовку Токарева, диск от пулемета Дегтярева. С найденными оружием и боеприпасами нужна особая осторожность. Вот, к примеру, обнаружил металлоискатель что-то под землей, надо разрыть, посмотреть: может пряжка от солдатского ремня, может звездочка от пилотки, может медаль… А может смерть лежит в земле все эти годы… Даже неразорвавшийся снаряд трудно опознать, пока не снимешь с него слой земли, не увидишь наконечник, который кричит: «Беги отсюда, вызывай саперов!» Поиск необходимо проводить по всем правилам. Найденное оружие следует обезвредить: гильзы – опустошить, из снарядов убрать взрывчатку и пробить цилиндр, у винтовок, даже ржавых, отпилить ствол.
Всем отрядом решили разрабатывать место находок. Сложность состояла в том, что рядом находилась ровная поляна, свободная от растительности. Ее по периметру ежегодно перепахивают – делают противопожарные полосы. Останки нашего солдата «растащило» во все стороны. Но люди не сдавались, рыли землю сантиметр за сантиметром, перебирая глину. Стали попадаться кости рук, ног, лопатка, куски кожаного плаща, в которых ходили танкисты, пряжки ремней, оружие. Найденные трак и колесо от танка позволили предположить, что собираем останки танкиста.
Удача - найти кости бойца, если он лежит целиком под какой-нибудь елкой, снимаешь верхний слой земли, и видно в каком положении он остался, а иногда даже – с какой стороны прилетела смертельная пуля. Сложнее, если искать приходится на территории радиусом до десятка метров и больше, требуется кропотливая слаженная работа, чтобы исследовать каждый клочок земли, отобрать и систематизировать находки. В последний день мы все-таки нашли целиком останки еще одного бойца. К сожалению, опознать его не удалось, ни документов, ни медальона, ни даже инициалов на амуниции не нашлось.
Говорят, если поиск зацепил, то это на всю жизнь. И нас не нужно учить патриотизму. Стоя на коленях на земле, пропитанной кровью наших предков, мы кожей впитываем его, очищая руками останки солдат Великой Отечественной, и представляем, как после обретения покоя в братской могиле среди боевых товарищей они, наконец-то, уходят в лучший, светлый мир. Вечная им память – победителям, защитникам Родины.
А нас уже ждет следующая вахта памяти и село Ошта - единственное место в Вологодской области, куда дотянулась война и где шли боевые действия.
Ольга Холостова
г.Тотьма Вологодской области
Фотографии к новости: