Нам сегодня сложно представить, что ещё каких-то 50 лет назад левый берег Иртыша в черте Омска был практически степью. Овчинно-меховая фабрика, мясокомбинат, при котором был небольшой посёлок Солнечный, - всё, что было на тот момент. Надо строить!
Но при этом городу было тесно на правом берегу, и тогдашнее руководство Омска решило развивать Левобережье. Однако любое строительство требует чёткого понимания, откуда в новые микрорайоны будут заведены свет, вода, тепло. А в тот момент на Левобережье такого коммунального счастья было, скажем так, очень немного – только котельная мясокомбината. И потому параллельно возводимым многоэтажкам в Кировском округе начали строительство котельной; в те годы предполагалось, что она станет составной частью будущей ТЭЦ-6, но, как мы знаем, история повернулась иначе.
Ветеран Омской энергетики Иван Иванович Пирожков был назначен директором котельной, когда она была только на бумаге – в 1969 году. Трудился Иван Иванович сначала на ТЭЦ-3, затем в Теплосети, позже на заводе «Полёт», где была собственная котельная. Там 30-летнего Ивана и призвали в строй: вызвали на партком и сообщили, что его разыскивают из Теплосети.
- Прошло, наверное, дней десять – вспоминает первый директор Кировской районной котельной (КРК) Пирожков - Вдруг звонок с приказом приехать в Теплосеть. Там директор мне объясняет, что решили строить объект на Левобережье, но нет человека, который бы это возглавил. Меня посадили в машину, и мы отправились к месту будущего строительства. Проехали мясокомбинат и посёлок Солнечный, вышли в чистом поле…. Так в 30 лет я стал директором будущей КРК, которой в то время и на бумаге-то толком не было.
Иван Иванович продолжает рассказ, что на площадке уже идут подготовительные работы, а проектировщики не знают, что именно они должны выдать строителям. Поначалу мощность планировалась втрое меньше, но в итоге остановились на 585 Гкал/ч – такой объём с запасом может обеспечить и сегодня весь левый берег.
За три года
Времени на всё было немного – сдать объект предстояло в 1972 году, на стройку и пусконаладку отводилось всего три года. Директору приходилось постоянно летать в Москву, где в проектном институте создавали будущую станцию, и по нескольку чертежей привозить в Омск.
- В Москве строго спрашивали, не напортачим ли мы, и сделаем всё, как спроектировано, - рассказывает Иван Иванович. – Приходилось брать ответственность на себя.
Вспоминает первый директор КРК такой случай: начали забивать сваи, а они не идут в грунт. И так пробовали, и по-другому – не получается. Вызвали из Москвы проектировщика, он говорит: «Товарищи, тут берег Иртыша, а у вас станция будет воду лить, вы просто поплывёте. Надо забивать сваи! Увеличивайте мощность молота, бейте!» Строители так и сделали, в итоге сваи забили. Только в основание будущей трубы больше 1000 штук заколотили: высота трубы 200 метров, что будет, если грунты подмоет и такую махину поведёт?
- В проекте КРК первой очереди было по три котла водогрейных и три паровых, во второй ещё столько же, - объясняет ветеран. – Но для начала в октябре 1972 года запустили по одному паровому и водогрейному котлу. Пусковой вахте было сказано надеть белые рубашки. Когда пошла бесперебойная тяга, все по традиции начали мазутом друг друга мазать. Представляете, что с белыми рубашками стало? Но их не жалко – важно, что мы в срок сдали котельную, чтобы можно было подключать дома, и омичи могли въехать в свои новые квартиры и обустраивать Левобережье.
Бессточная работа
Время шло – сдали первую очередь котельной, затем вторую. Появились цеха – теплофикации, химический и электрический. Иван Иванович говорит, что вначале была бесцеховая система, но она себя не оправдала. Главным инженером КРК в то время был Владимир Шлапаков.
- Некоторое время после начала работы ТЭЦ сливала воды в пойму Иртыша, - вспоминает Иван Пирожков. – Но началось заболачивание, и надо было что-то предпринимать. В то время в химическом цехе работала начальником цеха Татьяна Вячеславовна Цуканова, которая сконструировала бессточную систему, успешно работающую до сих пор: ни один грамм воды не сбрасывается вовне, а идёт вновь в оборот после очистки.
КРК по проекту была составной частью ТЭЦ-6, и даже трубы от неё к будущей ТЭЦ уже были проведены. Однако от этой идеи отказались, хотя уже шли подготовительные работы, о чём Иван Пирожков искренне сожалеет.
Оглядываясь на прошедшее 50-летие Кировской районной котельной и в преддверии профессионального праздника, человек, отдавший энергетике больше полстолетия, убеждённо говорит: быть энергетиком почетно, сложно и ко многому обязывает.
- Я поздравляю всех коллег с наступающим Днем энергетика и желаю доброго здоровья, благополучия и конечно, чтобы не забывали ветеранов! Ведь недаром у нас трудятся целые династии – раньше деды поднимали энергетику, потом их дети пришли, теперь уже внуки работают. Желаю всем помнить, что ежедневный труд у энергетиков нелёгкий, но созидательный – мы несём омичам свет и тепло. Пусть так будет всегда!
Заведующий организационно-массовым отделом ОмскОО ВЭП
Олеся Рябышева
Фотографии к новости: