22 ноября 2022 года в Донской государственной публичной библиотеке г. Ростова-на-Дону состоялся круглый стол «Как возгоралось пламя...», организованный Федерацией профсоюзов Ростовской области и посвященный 120- летию Ростовской стачке. В нем принял участие и председатель РостовОО ВЭП Ю.А. Кулиш.
Как это было. В ноябре 1902 г. в городе Ростове-на-Дону началась забастовка рабочих промышленных предприятий, вылившаяся в широкое политическое выступление. В то время в начале ХХ века в городе насчитывалось около 30 тыс. рабочих, половина из них была занята на крупных предприятиях. Среди них – Главные мастерские Владикавказской железной дороги – 2,6 тыс.; табачная фабрика Асмолова – 2,2 тыс.; плугостроительный завод «Аксай» и др.
Рабочие главных мастерских Владикавказской железной дороги 2 ноября 1902 года объявили забастовку в ответ на обсчет зарплаты руководством мастерских (мастерами). Утром на своих рабочих местах они увидели прокламации «К рабочим главных мастерских», «К рабочим и работницам». В них говорилось о тяжелом положении рабочих, разоблачалась политика правительства, поддерживавшего во всем капиталистов, и содержался призыв к борьбе с самодержавием под знаменем РСДРП (Российская социал-демократическая рабочая партия).
4 ноября по призыву Донского комитета РСДРП (Донкома) рабочие главных мастерских бросили работу. В балке за рекой Темерник проходили многотысячные митинги. Руководство стачки возглавили социал-демократы-ленинцы С.И. Гусев и И.И. Ставский. Они сумели направить стачку по верному пути, убедив рабочих в необходимости предъявления не только экономических, но и политических требований.
Вслед за мастерскими Владикавказской железной дороги остановились и другие предприятия.
6 –7 ноября стачка стала общегородской и приняла политический характер. Забастовщики собирались на митинги, привлекавшие до 20-30 тыс. человек, на которых присутствовали и представители рабочих Таганрога, Сулина, Новороссийска, Екатеринослава, Новочеркасска, Батайска, Екатеринодара и др. городов. На собраниях и митингах, которые ввиду массовости были перенесены в Камышевахскую балку за Темерником, произносились политические речи, читались социал-демократические листовки.
Вначале рабочие протестовали против того, чтобы их «впутывали в политику», но уже через несколько дней они приняли резолюцию в поддержку лозунга «Долой самодержавие!». Ростовская стачка приняла ярко выраженный политический характер. На протяжении всей стачки рабочими руководил Донком РСДРП. Он выпустил 17 прокламаций (до 30 тыс. экз.).
11 ноября полиция и казаки применили против забастовщиков, собравшихся на митинг, оружие: 6 чел. было убито и 17 ранено. Митинги в Ростове-на-Дону продолжались ещё 2 недели.
В знак солидарности во 2-й половине ноября забастовали рабочие станции Тихорецкой, городов Новороссийска, Минеральных Вод, Владикавказа и Гомеля.
Аресты, угрозы выселения рабочих, высылка наиболее активных стачечников из города вынудили рабочих возобновить работу. 26 ноября Ростовская стачка прекратилась. В тот же день Донком обратился с прокламацией «К гражданам всей России».
В выросшем из стачки политическом выступлении ростовских рабочих, как отмечал В. И. Ленин: «Пролетариат впервые противопоставляет себя, как класс, всем остальным классам и царскому правительству» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 9, с. 251). Ростовская стачка послужила прологом Всеобщей стачки на Юге России 1903 г.
Около 30 комитетов и групп РСДРП, связанных с «Искрой», откликнулось на Ростовскую стачку выпуском листовок. Она получила общероссийский резонанс, вызвала отклики в странах Западной Европы.
В итоге, власти города были вынуждены частично удовлетворить требования рабочих, а именно: ввести девятичасовой рабочий день (вместо 14-часового), повысить заработную плату рабочих на 20%, повысить оплату труда чернорабочим на 37%, прекращать работы в субботу и накануне праздничных дней в 14:00 часов, выдавать по 15 рублей в случае рождения ребенка или смерти кого-либо из членов семьи рабочего, выдавать 6 проездных билетов в год, устроить и оборудовать новые проходные будки.
Кроме того, было принято решение о допущении детей рабочих до учебы в школах и увольнении наиболее ненавистных мастеров.
26 ноября 1902 года рабочие организованно закончили стачку и вышли на рабочие места.
В статье Г. Плеханова «Значение Ростовской стачки» дается ее оценка: «Число участников этой величественной и необычайно продолжительной демонстрации, разумеется, не оставалось неизменным, но несмотря на все колебания, оно было очень велико, временами достигая до 20 и даже до 30 тыс. человек. Таких демонстраций у нас никогда не бывало, и вот почему ростовские события составляют эпоху в истории нашего рабочего движения и открыли собою новую эпоху, эпоху массовых демонстраций».
Фотографии к новости: