Линия электропередачи (ЛЭП) предназначена для передачи и распределения электрической энергии от электростанций к подстанциям и потребителям. Спроектированные ещё на заре энергетики ЛЭП, порой проходят по труднодоступным местам. Переходы через дороги, реки, болотистые почвы – далеко не все преграды, с которыми встречаются наши энергетики при исполнении обязанностей по обслуживанию линий электропередач.
Особое место занимают воздушные линии, проходящие по лесам. Для удаления угрожающих деревьев, в силу отсутствия вездеходности, не везде можно применить автовышку. Такие же преграды встречаются у энергетиков по всему земному шару. Для облегчения выполнения задач по эксплуатации линий электропередач, проходящих по лесным массивам, в США в 1950-х годах были запатентованы конструкции первой вертолетной пилы. Длина пилы 25 метров. Трансмиссия передаёт вращение от двигателя к режущему инструменту. В нашей стране такого рода изобретение применяется для обрезки деревьев вдоль канатных дорог на Кавказе.
25 сентября 2020 года в Восточных электрических сетях ПАО РОССЕТИ «Московский регион» на участке ВЛ 110 кВ Каширская ГРЭС – Клишино прошло испытание по обрезке дерево-кустарниковой растительности с использованием опытного образца, установленного на вертолете. Подгнившее дерево, или дерево, снесённое ураганом, может «перекрыть» линию электропередачи, поэтому если вовремя подрезать кроны угрожающих деревьев, сохранится стабильность электроснабжения.
Сотрудники ООО «Интер РАО - Инжиниринг», подняв в воздух вертолёт с гигантской суперпилой, зависали над деревьями, и, двигаясь очень медленно, обрезали кроны и отросшие ветви. Для этого требовалась виртуозная работа пилота. В беседе мы узнали, что пилоты являются мастерами международного класса по вертолётному спорту. В зарубежных компаниях вертолётная пила имеет десять дисков и способна проходить до десятка километров лесных просек в день. В нашем случае применялась пила с одним диском.
В этот день вертолёт взлетал несколько раз. На безопасном расстоянии от наблюдающих срезались кроны, создавая просвет в густом ряду деревьев. В воздухе парили квадрокоптеры, наблюдая за работой с близкого расстояния. Последний полёт был показательным. Пилот указал на одиноко стоящую ель и одну из берёзок, которые будут подрезаны. Он мастерски справился с задачей и через четыре минуты вернулся на взлётную площадку. Пилотный проект обрезания крон при помощи вертолёта завершен. Будут ли применятся новые технологии при расчистки просек, конечно же, покажет его величество Время.
Михаил Павлович Швакин, первый заместитель Председателя ППО Восточных электрических сетей МОМ и МО ВЭП
Главный специалист по охране труда Службы охраны труда Восточных электрических сетей филиала ПАО РОССЕТИ «Московский регион»
Фотографии к новости: