Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
	
12 апреля 2017

Такое решение может быть принято по итогам 2017 г., объявил глава «Россетей» Олег Бударгин (на фото), сообщивший об успешном ходе «пилотного» объединения «дочек» госхолдинга и о наличии площадок для дальнейшей консолидации. Эксперты отмечают преимущества, которые принесет объявленная почти полгода назад пробная консолидация равноценных «дочек» «Россетей». Тем временем любители отслеживать глобальные процессы в энергетике и следить за соперничеством влиятельных кланов строят предположения насчет дальнейшей судьбы предложенной «Россетями» программы реформирования отрасли, предусматривающей дальнейшую консолидацию активов компании с преобразованием МРСК в филиалы госхолдинга.

«Дочки» «Россетей» готовы к укрупнению

О том, что две крупные и привлекательные для инвесторов «дочки» «Россетей» могут стать единой компанией, было объявлено в октябре минувшего года одновременно с сообщением о введении единого управления, направленного на повышение производственной и финансовой эффективности и снижение операционных издержек. Эксперты отрасли тут же напомнили о предшествующей попытке подобной оптимизации – заключенном в 2015 году соглашении о долгосрочном сотрудничестве между ОАО «МРСК Северо-Запада» и ОАО «Ленэнерго», также направленном на сокращение управленческих издержек. Объединение не состоялось из‑за того, что депозиты «Ленэнерго» «зависли» в печально известном банке «Таврический». Прогнозы, связанные с общим будущим двух МРСК, более оптимистичны – речь идет о взаимодействии находящихся в одинаковом положении «дочек», а не об объединении проблемной и успешной компании.
При этом сами «Россети» сразу предупредили о том, что введение единого управления не гарантирует консолидации родственных и равных по многим параметрам «дочек». «Решение зависит от квалифицированного большинства, в значительной степени – от того, какую позицию займут миноритарные акционеры», – сообщает госхолдинг, напоминая о том, что окончательное решение на этот счет будет принято по итогам 2017 г. Сам Олег Бударгин считает, что все «идет хорошо», и не исключает возможности развития событий, при котором из 15 «дочек»«Россетей» «можно сделать, к примеру, семь».

«Мама“ и “дочка» продолжают спор

«Объединение разрозненных сетевых компаний, образовавшихся после реформы РАО ЕЭС, было неизбежным», – считают эксперты. После реформы РАО ЕЭС сетевой комплекс обрел массу собственников, которые заботились не столько о повышении эффективности, сколько о собственном финансовом благополучии.
«Отсутствие необходимых инвестиций в электросетевой комплекс в последние 20 лет привело к тому, что общий износ распределительных сетей достиг 70%, износ магистральных электрических сетей – 50%, 7% сетей выработали два нормативных срока», – признали авторы стратегии развития электросетевого комплекса РФ до 2030 г., одобренной правительством летом 2013‑го. Несколькими месяцами раньше было принято решение о создании оператора национального масштаба – компании «Россети», которая управляет не только МРСК и региональными сетевыми компаниями, но и самой непокорной из своих «дочек» – ФСК ЕЭС, отстаивающей свое видение дальнейшей сетевой реформы.
Одним из самых громких энергетических противостояний прошлого года стал конфликт между «Россетями» и ФСК ЕЭС, ведущими борьбу за перераспределение влияния в отрасли. Судя по опубликованной в открытом доступе информации, стратегия «Россетей» предполагала дальнейшую централизацию и консолидацию электросетевого комплекса вплоть до преобразования МРСК и ФСК ЕЭС в филиалы «Россетей». В случае принятия предложенной стратегии «Россети» получали контроль над инвестиционными проектами государственного значения по строительству энергомоста в Крым, укреплению связей ОЭС Северо-Запада и Центра и энергоснабжению БАМа и Транссиба.
ФСК предлагало иную формулу реформы, позволяющую «разбавить» влияние «Россетей», – с приватизацией большинства МРСК, переходом под управление ФСК относительно благополучной МРСК Сибири и проблемных электросетевых активов Дальнего Востока. Судя по итогам состоявшегося в апреле 2016 г. совещания у Владимира Путина, было принято решение сохранить статус-кво, добавив введение «глубокого мониторинга» «Россетей» за расходами ФСК. Единственное капитальное предложение, которое было принято на совещании, – усиление представительства «Россетей» в совете директоров ФСК ЕЭС.

Другой объединительный процесс, который идет, на первый взгляд, полным ходом и имеет прямое отношение к территории ответственности«Россетей», – это запущенное в минувшем году сокращение количества мелких неквалифицированных территориальных сетевых организаций(ТСО). Они обременяют потребителя дополнительной тарифной нагрузкой, не имеют возможности поддерживать сети в должном порядке и отбирают свою долю котлового тарифа у других сетевых компаний, лишая последних тех средств, которые могли бы пойти на модернизацию сетей.
Совсем недавно Россия являлась абсолютным чемпионом в этой сфере – в начале десятилетия ТСО насчитывалось около трех тысяч. По данным региональных регуляторов, в 2017 г. их количество уменьшилось до 1900, при этом в зоне ответственности «Россетей» находится 1600 ТСО. «Применение критериев ТСО в 2015‑2016 гг. поспособствовало сокращению их количества в регионах ответственности «Россетей» в среднем на 33%», – сообщает холдинг.

Первым серьезным сигналом «на выход» стало вышедшее в 2015 г. правительственное постановление, установившее критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к ТСО. Ужесточение требований к ТСО, повышая порог входа на рынок, продолжилось в 2016 г. и, судя по всему, продолжится и в дальнейшем. Проблема в том, что в существующем законодательстве нет стимула для передачи активов ТСО под контроль профессиональных сетевых компаний. Теоретически лишенная статуса ТСО может продать свои активы, объединиться с квалифицированной сетевой компанией или “поднять» свои активы до уровня, позволяющего вернуться в число ТСО. На практике они имеют полное право перейти в “серую зону», что добавляет проблем потребителям, которые «расплачиваются“ за технические нарушения, и “Россетям», которым приходится нести последствия устранения ЧП.
«Несмотря на то что мы исключили из “котлового» тарифа лишь наиболее мелкие и неквалифицированные ТСО, не оказывающие существенного влияния на системную надежность электроснабжения потребителей, в ДЗО «Россетей» существуют прецеденты выполнения ремонтно-восстановительных работ на объектах владельцев электросетевых объектов, лишенных статуса ТСО, – сообщил в конце 2016 г. заместитель генерального директора «Россетей» Сергей Семериков. – Зачастую затраты на выполнение аварийных и восстановительных работ на электросетевых объектах сторонних лиц не компенсируются ни со стороны собственников (владельцев) данных объектов, ни со стороны органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов. Мы считаем необходимым активизировать совместную с Минэнерго России проработку механизма «подхвата“ электросетевых объектов владельцев, не соответствующих критериям отнесения к ТСО и не участвующих при осуществлении регулируемой деятельности по передаче электрической энергии. Для надежного обеспечения конечного потребителя качественной электрической энергией мы предлагаем обязать владельцев объектов электросетевого хозяйства, лишившихся статуса ТСО, заключить с вышестоящей ТСО договор о порядке использования оборудования».
Схожее решение предлагает ассоциация НП ТСО, считающая нужным дополнить Закон об электроэнергетике нормой о том, что организация, лишившаяся статуса ТСО, до 1 декабря передает свои объекты по договору на эксплуатационное обслуживание, форма которого утверждается правительством, смежной сетевой организации, к которой присоединены ее объекты. Такой договор может действовать до продажи объектов самой организацией, лишившейся статуса ТСО – добровольно или же по решению суда.

www.eprussia.ru

1317